Пятница, 19.04.2024, 02:54
Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Владимирской области
 "Судогодский комплексный центр социального обслуживания населения"
 
 
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Приветствую Вас Гость
 

Служба социального сопровождения участковыми социальными работниками семей с детьми-инвалидами

Служба социального сопровождения: 

итоги работы 

В один из ноябрьских дней на улицах г.Судогда появился необычный автомобиль: внимание жителей привлекали размещенные на капоте и дверях «Шевроле-Нивы» яркие логотипы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и департамента социальной защиты населения, а также телефоны социальной службы Владимирской области в Судогодском районе.

Как пояснила директор ГБУСО ВО «Судогодский комплексный центр социального обслуживания населения» Н.В.Воронина, автомобиль «Шевроле-Нива», как и другое реабилитационное оборудование – детские инвалидные прогулочные и комнатные коляски, детские ходунки для детей с инвалидностью, пневмокостюмы «Атлант», вертикализатор-опора, складное кресло-трансформер, складная кушетка и др., а также мебель, ноутбуки, принтеры, литература, развивающие игры, театральные костюмы – поступили в учреждение в рамках реализации пилотного проекта по внедрению на территории Владимирской области института социального сопровождения участковыми социальными работниками семей, имеющих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. Судогодский район стал одной из шести пилотных площадок по реализации Комплекса мероприятий по внедрению службы социального сопровождения семей с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря средствам Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, стартовавший со II квартала 2013 года проект позволит организовать комплексную многопрофильную помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в  связи с инвалидностью ребенка, на основе механизмов межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей с особенными детьми.

Проблема детской инвалидности является в настоящее время актуальной не только для нашей страны, но и во всем мире. Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями здоровья является главным звеном в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения и профориентации. Появление в семье ребенка с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Матери особенного ребенка приходится зачастую все свое время посвящать уходу за ребенком, что ведет к сужению круга ее общения, изолированности семьи от общества. Нередко семья с ребенком-инвалидом встречает отрицательное отношение со стороны окружающих людей. Общество не всегда адекватно воспринимает проблемы таких семей, и лишь незначительный процент ощущает поддержку общества. В связи с этим родители не могут брать своих детей в театры, кино, на зрелищные мероприятия, тем самым обрекая ребенка на социальную изолированность от общества. Многие дети с ограниченными возможностями здоровья не могут посещать обычные школы и дошкольные учреждения.  Дети с инвалидностью практически не имеют возможности социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Социальный вакуум, в котором ежедневно пребывает семья, воспитывающая ребенка-инвалида, может спровоцировать растерянность родителей, вызвать ощущение беспомощности, а беспомощность и вместе с ней ярость и отчаяние от неразрешимости проблемы – нормальная человеческая реакция на сложную, раздражающую, неподвластную человеку ситуацию.

Система реабилитации по выводу семьи из трудной жизненной ситуации предусматривает набор различных услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом и ее более широкому окружению. Все услуги в рамках социального сопровождения скоординированы таким образом, чтобы оказать помощь индивидуальному и семейному развитию, а также защитить права всех членов семьи. Помощь должна оказываться в естественном окружении, не в изолированных условиях учреждений, а по месту жительства, в семье. Участковый социальный работник в данном случае становится связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и обществом. Именно он, знающий всех на своем участке – сколько проживает многодетных семей, одиноких пожилых людей, граждан с инвалидностью, умеющий анализировать и прогнозировать риски возникновения проблемных ситуаций среди различных групп населения, болевые точки своего поселения, является организатором и координатором по предоставлению семьям, имеющим детей-инвалидов, качественной услуги по социальному сопровождению с привлечением работников учреждений здравоохранения, образования, культуры, представителей общественных и религиозных организаций, волонтеров и благотворителей.

В Судогодском районе для реализации Комплекса мероприятий созданы 5 территориальных участков, заключены договора о социальном сопровождении участковыми социальными работниками комплексного центра 25 семей, проживающих в различных уголках района, сформированы личные дела и индивидуальные программы сопровождения. На сегодняшний момент в 25 семьях воспитывается 27 детей-инвалидов, 15 из которых дошкольного возраста. Мальчиков и девочек поровну – 14 мальчиков и 13 девочек. Из 25 семей с детьми-инвалидами в 17 дети воспитываются обоими родителями; кроме того 5 семей являются неполными, 3 семьи многодетные; в 2-х семьях воспитывается по двое детей с инвалидностью.

Участковые социальные работники осуществляют регулярное визитирование семей на дому, оказывая консультативные услуги, помощь и содействие в получении мер социальной поддержки. Для успешной работы по внедрению службы социального сопровождения семей с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья участковые социальные работники в октябре–ноябре прошли 72-часовые курсы повышения квалификации в институте повышения квалификации при департаменте социальной защиты населения г.Москва.

Параллельно с домашним визитированием семьи, нуждающиеся в обеспечении дорогостоящими техническими средствами реабилитации и адаптации через пункт проката, уже получили на безвозмездной основе и начали использовать оборудование, приобретенное за счет средств гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Поскольку каждая семья, в которой воспитывается ребенок с инвалидностью, находится в состоянии психологического стресса, особое значение приобретает квалифицированная психолого-педагогическая помощь. По мнению педагога-психолога отделения социального обслуживания семьи и детей С.В.Язевой, проведение развивающих занятий с детьми с выездом по месту жительства, направленных на индивидуальное развитие ребенка, обучение родителей методам реабилитации в домашних условиях, являются одним из важнейших условий адаптации детей в социуме, стабилизации психологического комфорта в их семьях и окружении.

Основой межведомственного взаимодействия при организации социального сопровождения семей стал созданный орган под председательством заместителя Главы администрации по социальным вопросам МО «Судогодский район» П.Г.Лаврентьева – Координационный совет по внедрению службы социального сопровождения семей с детьми-инвалидами. Результатом совместной деятельности совета стало принятие 25 индивидуальных программ социального сопровождения семей. Кроме того, членом совета, настоятелем Свято-Екатерининского храма г.Судогда отцом Георгием предложена такая форма реабилитации детей с инвалидностью, как занятия иппотерапией, буквально – лечение с помощью лошади. По словам отца Георгия, живое общение с лошадью дает огромный терапевтический эффект, благотворно влияет на психику детей. По приглашению батюшки в последнюю субботу октября первая группа детишек из самого отдаленного территориального участка – пос.Воровского Судогодского района – вместе с родителями и участковым социальным работником С.В.Куликовой побывала на занятиях иппотерапией. Дети с большим удовольствием покормили хлебом из собственных рук лошадку Ясю, погладили это умное и доброе животное, а также покатались верхом по территории сквера, расположенного за храмом. И даже самая маленькая участница Аленка, которая вначале, казалось, относилась к Ясе с опаской, видя, с каким удовольствием другие дети общались с животным, стала кормить и гладить лошадку. После прогулки все участники побывали в храме, поставили свечи о здравии детей и благополучии семей, а также угостились в трапезной храма. Поездка в Судогду, занятие иппотерапией и посещение свято-Екатерининского храма оставило яркие, приятные впечатления. Детишки с большим удовольствием ждут новых встреч с полюбившейся им Ясей.

Также, благодаря совместным усилиям специалистов комплексного центра, мастеров Судогодского Дома народного творчества и работников библиотеки, в пос.Головино в сентябре текущего года открыт клуб «Улыбка» для детей-инвалидов  и их родителей. В составе клуба – 7 детей-инвалидов из пяти семей, проживающих на территории МО «Головинское сельское поселение». Клубная деятельность для детей с инвалидностью, а также их мам, дает прекрасные возможности не только для развития творческих способностей детей, несет досуговую, воспитательно-образовательную и реабилитационную нагрузку, но и способствует обучению родителей навыкам развития физических и интеллектуальных способностей ребенка в процессе совместной занятости детей и взрослых, лучшему пониманию со стороны матерей особенностей развития своего ребенка. Кроме того, деятельность в рамках клуба «Улыбка» позволит семьям общаться, делиться опытом в преодолении существующих трудностей в социализации детей-инвалидов, а творческие работы участников клуба займут достойное место в организуемых выставках декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства. Таким образом, это станет дополнительным стимулом преодоления социальной изолированности семей, воспитывающих детей-инвалидов.

В целях обучения родителей навыкам ухода за особенными детьми, эффективного использования реабилитационного оборудования, районным педиатром ГБУЗ ВО «Судогодская ЦРБ им.Поспелова» О.И.Смирновой организуется «Школа для родителей». По предложению Ольги Ивановны, запланирована поездка родителей с детьми, имеющими серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата, детский церебральный паралич, во Владимирский республиканский специализированный детский клинический ортопедо-неврологический реабилитационный центр.

Работники Судогодского комплексного центра социального обслуживания населения, наблюдая положительные результаты от внедрения услуги по социальному сопровождению, радуются каждой улыбке на лицах детей, видя слезы благодарности родителей, которые получили, например, инвалидные коляски, благодаря которым у детишек появилась возможность прогулок, расширения кругозора, посещения культурно-досуговых мероприятий, или костюмы «Атлант», которые не каждой семье по-карману приобрести самостоятельно.

По отзывам матери, воспитывающей двух детей-инвалидов, благодаря службе социального сопровождения, семья поверила в то, что теперь они не одиноки в борьбе со своими проблемами, появилась надежда на то, что дети не будут забыты, с ними есть кому заниматься, а родители получат реальную помощь, консультирование, психологическую поддержку. Наши семьи – участники пилотного проекта – уверены в том, что благодаря совместным усилиям участковых социальных работников и всех членов семьи, будут найдены пути решения возникающих трудностей при организации ухода, воспитания, образования и развития особенных детей.

 О реализации пилотного проекта социального сопровождения семей с детьми-инвалидами можно прочитать в газете "Аргументы и факты" от 27.11.2013 № 48

 
 
 
 
Реализация во Владимирской области пилотного проекта  по социальному сопровождению
участковыми социальными работниками семей, имеющих детей-инвалидов и
детей с ограниченными возможностями здоровья
(по материалам с сайта департамента социальной защиты населения www.social33.ru)

        Участниками пилотного проект в области определены 6 территорий: г. Владимир, Вязниковский, Камешковский, Кольчугинский, Петушинский, Судогодский районы и 11 учреждений социального облуживания, расположенных в них 6 – комплексных центров, на базе которых реализуется проект, и 5 социально-реабилитационных центров.
      Разработаны нормативные правовые документы, обеспечивающие предоставление услуг по социальному сопровождению участковыми социальными работниками семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработаны и утверждены:
  • положение о службе сопровождения;
  • порядок предоставления услуги по социальному сопровождению;
  • модельная программа;
  • методические рекомендации по реализации комплекса мероприятий пилотного проекта;
  • порядок внутриотраслевого взаимодействия.

    Начав реализацию пилотного проекта, были обследованы более 700 семей вышеназванных категорий, нуждающихся в социальном сопровождении участковыми социальными работниками. Сформирована база данных этих семей. А в ходе реализации проекта разработано программное обеспечение для создания банка данных семей по всей области. Сейчас оно прошло апробирование на базе двух комплексных центров и будет внедряться на базе всех 19.
    Для участия в проекте определены 33 специалиста, на которых и возложены функции участковых социальных работников. Все участковые социальные работники прошли обучение на базе Института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения (город Москва) по программе: «Современные подходы в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями».
    На сопровождение приняты – 167 семей, с которыми заключены соответствующие договоры.
    Проведена информационная кампания среди населения по вопросам предоставления социальных услуг семьям с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья:
  • размещена социальная реклама (баннеры, календари, брелки, блокноты),
  • выпущены тематические буклеты, брошюры и информационные листы,
  • размещена информация в районных и областных СМИ о внедрении в муниципальных образованиях области института социального сопровождения участковыми социальными работниками семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья,
  • созданы тематические рубрики на интернет-сайтах 11 учреждений, участвующих в проекте.

    Проводилась разъяснительная работа в ходе социальных рейсов, а также организовывались встречи за круглым столом:
  • в администрациях муниципальных образований,
  • в общественных организациях ВОИ, ВОС, ВОГ,
  • в учреждениях здравоохранения, образования, культуры,
  • в Федеральном государственном учреждении Владимирской области «Бюро медико-социальной экспертизы».

    На базе Владимирского комплексного центра социального обслуживания действует межрайонный ресурсный центр, осуществляющий сопровождение участковых социальных работников – участников проекта. Оказание помощи, координация работы, консультативно-методическая поддержка - задачи ресурсного центра.
    Проводятся круглые столы, семинары, телемосты, практикуется дистанционное сопровождение посредством сети Интернет.
    Департаментом социальной защиты населения в августе проведено совещание с руководителями учреждений социального обслуживания, не только участвующих в проекте, на тему: «Об использовании инновационных форм работы в организации социального обслуживания семей, воспитывающих детей-инвалидов», в котором приняла участие координатор проекта, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы Л.Е. Сикорская.
    Общий объем финансирования проекта -10, 4 млн.руб., из них:
  • средства Фонда - 8 млн. руб.;
  • средства областного бюджета 1,7 млн.руб.
  • внебюджетные средства (привлеченные) – 759 тыс.руб.

    С целью их эффективного расходования закупки осуществлялись через систему торгов. По результатам приобрели:
  • автотранспорт (5 автомобилей),
  • компьютеры, оргтехнику как для работников, так и для семей с детьми инвалидами (временное пользование, прокат),
  • медицинское и реабилитационное оборудование (коляски прогулочные для детей с ДЦП, пневмокостюмы «Атлант», ходунки для детей с ДЦП, вертикализаторы, переносные пандусы тонометры, динамометры, стетоскопы, складные кушетки и многое другое);
  • специализированную литературу для мобильной библиотеки, развивающие игры, театральные костюмы для организации досуговой деятельности.

    Оснастили мебелью 33 рабочих места участковых социальных работников (в том числе 20 – в сельской местности). Принятые на социальное сопровождение 167 семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, активно посещаются работниками учреждений социального обслуживания, медицинскими работниками, психологами, социальными педагогами, логопедами, юристами и другими специалистами, которые работают по своим направлениям согласно индивидуальным планам сопровождения.
    Вот некоторые направления работы:
  • домашнее визитирование (167 семей -100%);
  • «санаторий на дому» (60 детей-инвалидов - 36%);
  • пункты проката для обеспечения средствами реабилитации и адаптации (57 семей -34%);
  • на надомном обслуживании состоят 100 семей (60 %);
  • телекоммуникационные формы общения;
  • мобильные библиотеки 103 семьи (62%);и многое другое

    Активно проводится досуговая, культурная работа (совместные праздники, выезды на природу, посещение выставок, монастырей).
    На попечительских советах рассматриваются вопросы оказания адресной помощи семьям с привлечением спонсоров (материальная помощь, доставка дров, подарки).
    Несмотря на небольшие сроки реализации проекта (с мая 2013 года) отмечается существенное улучшение качества жизни семей, находящихся на социальном сопровождении.
    Проведенный мониторинг жизнедеятельности семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, качества и результативности предоставляемых услуг, показал:
  • 90% повысилось доверие к службе сопровождения;
  • 91 % опрашиваемых считает, что служба сопровождения помогает создать оптимальные благоприятные условия для социализации ребенка, оказать действенную поддержку семьям, воспитывающим детей-инвалидов.

    За время предоставления услуги по социальному сопровождению определена степень удовлетворенности семей в социальных услугах:
  • социально-медицинских – 70%;
  • социально-правовых – 89%;
  • социально-экономических – 76%;
  • социально-психологических и социально-педагогических – 100%.

    У числа состоящих на сопровождении 112 (63 %) отметили положительную динамику в состоянии здоровья, в том числе:
  • улучшение психоэмоционального состояния – 110 детей;
  • развитие двигательной координации - 23 чел.;
  • совершенствование общей моторики, мелкой моторики рук у 32 детей;
  • развитие речи (коррекция речевых нарушений) наблюдается у 40 чел.;
  • положительная динамика вербального мышления, мотивационной сферы – 11 чел.,
  • улучшение зрительной ориентации –4 чел.,
  • повышение голосовой активности – 5 чел.

    Приведем конкретные примеры:

    Миша, 9 лет, до участия в пилотном проекте не мог самостоятельно ходить. Результатом проведенных мероприятий стало видимое улучшение физического состояния ребенка: мальчик стал самостоятельно, без посторонней помощи передвигаться. В настоящее время проходит восстановительный курс в бассейне (водные процедуры).

    У Никиты Л., 9 лет, после курса занятий с социальным педагогом мальчик с удовольствием идет на контакт, выполняет предложенные задания, которые способствуют развитию мелкой моторики рук, памяти, внимания и мышления.

    Саша Л., 3 года до принятия на социальное сопровождение не умел сидеть, ходить, отсутствовала речь. В результате проведенного комплекса мероприятий: курса массажа ЛФК, занятий с социальным педагогом и психологом, у мальчика появилась речь – он произносит отдельные слова, ребенок научился самостоятельно сидеть, передвигаться с незначительной поддержкой, удерживать в руках предметы.

    Отзывы родителей как нельзя лучше отражают смысл необходимости проекта, говорят о том, что совместные усилия не напрасны. Вот лишь некоторые из них:

    «Теперь мы знаем, куда можно обратиться за помощью и нам не откажут. У нас появилась надежда, что мы и наши дети не забыты и до нас есть кому-то дело. Что с нашими детьми будут заниматься, а мы взрослые, получим совет и консультацию как заниматься с ребёнком дома для его реабилитации, окажут нам психологическую помощь, да и просто приободрят добрым словом…».

    «В связи с болезнью детей я постоянно испытывала чувство страха, неуверенности в завтрашнем дне, сильное эмоциональное напряжение. Но сейчас появилось осознание того, что я не одна, что есть участковый социальный работник, который окажет максимально возможную реальную помощь в естественном окружении ребенка, дома, в семье. Очень важна и моральная поддержка, которую оказывает участковый специалист…».

    «Семья долгое время находилась в изоляции, жила проблемами ребенка-инвалида. С принятием на социальное сопровождение помощь оказывает социальный работник, медицинская сестра, психолог. В день рождения ребенка на дому волонтеры организовали концерт-поздравление дали возможность ребенку почувствовать себя счастливым и нужным».

    В результате реализации комплекса мероприятий пилотного проекта по внедрению на территории Владимирской области института социального сопровождения участковыми социальными работниками семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, достигнуто: 
  • на территории муниципальных образований области внедрены современные технологии социального сопровождения семей, способствующие социальной реабилитации семей, имеющих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, расширению познавательных способностей, организации досуга;
  • удовлетворены потребности семей указанной категории в социальных услугах;
  • созданы условия для активизации собственного потенциала семей по преодолению трудной жизненной ситуации;
  • отработаны механизмы устойчивого внутриведомственного и межведомственного взаимодействия и привлечение в систему социального сопровождения семей социально-ориентированных некоммерческих организаций;
  • создана система эффективного информационного, кадрового обеспечения деятельности участковых социальных работников и других специалистов, осуществляющих социальное сопровождение семей;
  • обобщен и распространен инновационный опыт сопровождения участковыми социальными работниками семей с детьми-инвалидами. 

    Реализация пилотного проекта завершена, но не заканчивается работа по социальному сопровождению семей с детьми–инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. На следующий год социальным сопровождением планируется охватить 200 семей

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 64
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0