Служба социального сопровождения участковыми социальными работниками семей с детьми-инвалидамиСлужба социального сопровождения: итоги работы В один из ноябрьских дней на
улицах г.Судогда появился необычный автомобиль: внимание жителей привлекали
размещенные на капоте и дверях «Шевроле-Нивы» яркие логотипы Фонда поддержки
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и департамента социальной
защиты населения, а также телефоны социальной службы Владимирской области в
Судогодском районе. Как пояснила директор ГБУСО ВО
«Судогодский комплексный центр социального обслуживания населения»
Н.В.Воронина, автомобиль «Шевроле-Нива», как и другое реабилитационное
оборудование – детские инвалидные прогулочные и комнатные коляски, детские
ходунки для детей с инвалидностью, пневмокостюмы «Атлант», вертикализатор-опора,
складное кресло-трансформер, складная кушетка и др., а также мебель, ноутбуки,
принтеры, литература, развивающие игры, театральные костюмы – поступили в
учреждение в рамках реализации пилотного проекта по внедрению на территории
Владимирской области института социального сопровождения участковыми
социальными работниками семей, имеющих детей-инвалидов, детей с ограниченными
возможностями здоровья. Судогодский район стал одной из шести пилотных площадок
по реализации Комплекса мероприятий по внедрению службы социального
сопровождения семей с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями
здоровья. Благодаря средствам Фонда поддержки детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации, стартовавший со II
квартала 2013 года проект позволит организовать комплексную многопрофильную
помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с инвалидностью ребенка, на основе
механизмов межведомственного взаимодействия при социальном сопровождении семей
с особенными детьми. Проблема детской инвалидности
является в настоящее время актуальной не только для нашей страны, но и во всем
мире. Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями здоровья
является главным звеном в системе его воспитания, социализации, удовлетворения
потребностей, обучения и профориентации. Появление
в семье ребенка с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья всегда
тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Матери особенного ребенка
приходится зачастую все свое время посвящать уходу за ребенком, что ведет к
сужению круга ее общения, изолированности семьи от общества. Нередко семья с
ребенком-инвалидом встречает отрицательное отношение со стороны окружающих
людей. Общество не всегда адекватно воспринимает проблемы таких семей, и лишь
незначительный процент ощущает поддержку общества. В связи с этим родители не
могут брать своих детей в театры, кино, на зрелищные мероприятия, тем самым
обрекая ребенка на социальную изолированность от общества. Многие дети с
ограниченными возможностями здоровья не могут посещать обычные школы и
дошкольные учреждения. Дети с
инвалидностью практически не имеют возможности социальных контактов,
достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками.
Социальный
вакуум, в котором ежедневно пребывает семья, воспитывающая ребенка-инвалида,
может спровоцировать растерянность родителей, вызвать ощущение беспомощности, а
беспомощность и вместе с ней ярость и отчаяние от неразрешимости проблемы –
нормальная человеческая реакция на сложную, раздражающую, неподвластную
человеку ситуацию. Система реабилитации по выводу
семьи из трудной жизненной ситуации предусматривает набор различных услуг,
оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом и ее более
широкому окружению. Все услуги в рамках социального сопровождения скоординированы
таким образом, чтобы оказать помощь индивидуальному и семейному развитию, а
также защитить права всех членов семьи. Помощь должна оказываться в
естественном окружении, не в изолированных условиях учреждений, а по месту
жительства, в семье. Участковый социальный работник в данном случае становится
связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и обществом.
Именно он, знающий всех на своем участке – сколько проживает многодетных семей,
одиноких пожилых людей, граждан с инвалидностью, умеющий анализировать и
прогнозировать риски возникновения проблемных ситуаций среди различных групп
населения, болевые точки своего поселения, является организатором и
координатором по предоставлению семьям, имеющим детей-инвалидов, качественной
услуги по социальному сопровождению с привлечением работников учреждений
здравоохранения, образования, культуры, представителей общественных и
религиозных организаций, волонтеров и благотворителей. В Судогодском районе для
реализации Комплекса мероприятий созданы 5 территориальных участков, заключены
договора о социальном сопровождении участковыми социальными работниками
комплексного центра 25 семей, проживающих в различных уголках района,
сформированы личные дела и индивидуальные программы сопровождения. На
сегодняшний момент в 25 семьях воспитывается 27 детей-инвалидов, 15 из которых
дошкольного возраста. Мальчиков и девочек поровну – 14 мальчиков и 13 девочек.
Из 25 семей с детьми-инвалидами в 17 дети воспитываются обоими родителями; кроме
того 5 семей являются неполными, 3 семьи многодетные; в 2-х семьях
воспитывается по двое детей с инвалидностью. Участковые социальные работники
осуществляют регулярное визитирование семей на дому, оказывая консультативные
услуги, помощь и содействие в получении мер социальной поддержки. Для успешной
работы по внедрению службы социального сопровождения семей с детьми-инвалидами,
детьми с ограниченными возможностями здоровья участковые социальные работники в
октябре–ноябре прошли 72-часовые курсы повышения квалификации в институте
повышения квалификации при департаменте социальной защиты населения г.Москва. Параллельно с домашним
визитированием семьи, нуждающиеся в обеспечении дорогостоящими техническими
средствами реабилитации и адаптации через пункт проката, уже получили на
безвозмездной основе и начали использовать оборудование, приобретенное за счет
средств гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Поскольку каждая семья, в
которой воспитывается ребенок с инвалидностью, находится в состоянии
психологического стресса, особое значение приобретает квалифицированная
психолого-педагогическая помощь. По мнению педагога-психолога отделения
социального обслуживания семьи и детей С.В.Язевой, проведение развивающих
занятий с детьми с выездом по месту жительства, направленных на индивидуальное
развитие ребенка, обучение родителей методам реабилитации в домашних условиях,
являются одним из важнейших условий адаптации детей в социуме, стабилизации
психологического комфорта в их семьях и окружении. Основой межведомственного
взаимодействия при организации социального сопровождения семей стал созданный
орган под председательством заместителя Главы администрации по социальным
вопросам МО «Судогодский район» П.Г.Лаврентьева – Координационный совет по
внедрению службы социального сопровождения семей с детьми-инвалидами.
Результатом совместной деятельности совета стало принятие 25 индивидуальных
программ социального сопровождения семей. Кроме того, членом совета,
настоятелем Свято-Екатерининского храма г.Судогда отцом Георгием предложена
такая форма реабилитации детей с инвалидностью, как занятия иппотерапией,
буквально – лечение с помощью лошади. По словам отца Георгия, живое общение с
лошадью дает огромный терапевтический эффект, благотворно влияет на психику
детей. По приглашению батюшки в последнюю субботу октября первая группа детишек
из самого отдаленного территориального участка – пос.Воровского Судогодского
района – вместе с родителями и участковым социальным работником С.В.Куликовой
побывала на занятиях иппотерапией. Дети с большим удовольствием покормили
хлебом из собственных рук лошадку Ясю, погладили это умное и доброе животное, а
также покатались верхом по территории сквера, расположенного за храмом. И даже
самая маленькая участница Аленка, которая вначале, казалось, относилась к Ясе с
опаской, видя, с каким удовольствием другие дети общались с животным, стала
кормить и гладить лошадку. После прогулки все участники побывали в храме,
поставили свечи о здравии детей и благополучии семей, а также угостились в
трапезной храма. Поездка в Судогду, занятие иппотерапией и посещение
свято-Екатерининского храма оставило яркие, приятные впечатления. Детишки с
большим удовольствием ждут новых встреч с полюбившейся им Ясей. Также, благодаря совместным
усилиям специалистов комплексного центра, мастеров Судогодского Дома народного
творчества и работников библиотеки, в пос.Головино в сентябре текущего года
открыт клуб «Улыбка» для детей-инвалидов
и их родителей. В составе клуба – 7 детей-инвалидов из пяти семей,
проживающих на территории МО «Головинское сельское поселение». Клубная
деятельность для детей с инвалидностью, а также их мам, дает прекрасные
возможности не только для развития творческих способностей детей, несет
досуговую, воспитательно-образовательную и реабилитационную нагрузку, но и
способствует обучению родителей навыкам развития физических и интеллектуальных
способностей ребенка в процессе совместной занятости детей и взрослых, лучшему
пониманию со стороны матерей особенностей развития своего ребенка. Кроме того,
деятельность в рамках клуба «Улыбка» позволит семьям общаться, делиться опытом
в преодолении существующих трудностей в социализации детей-инвалидов, а
творческие работы участников клуба займут достойное место в организуемых
выставках декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства. Таким
образом, это станет дополнительным стимулом преодоления социальной
изолированности семей, воспитывающих детей-инвалидов. В целях обучения родителей
навыкам ухода за особенными детьми, эффективного использования
реабилитационного оборудования, районным педиатром ГБУЗ ВО «Судогодская ЦРБ
им.Поспелова» О.И.Смирновой организуется «Школа для родителей». По предложению
Ольги Ивановны, запланирована поездка родителей с детьми, имеющими серьезные
нарушения опорно-двигательного аппарата, детский церебральный паралич, во
Владимирский республиканский специализированный детский клинический
ортопедо-неврологический реабилитационный центр. Работники Судогодского
комплексного центра социального обслуживания населения, наблюдая положительные
результаты от внедрения услуги по социальному сопровождению, радуются каждой улыбке
на лицах детей, видя слезы благодарности родителей, которые получили, например,
инвалидные коляски, благодаря которым у детишек появилась возможность прогулок,
расширения кругозора, посещения культурно-досуговых мероприятий, или костюмы
«Атлант», которые не каждой семье по-карману приобрести самостоятельно. По отзывам матери,
воспитывающей двух детей-инвалидов, благодаря службе социального сопровождения,
семья поверила в то, что теперь они не одиноки в борьбе со своими проблемами,
появилась надежда на то, что дети не будут забыты, с ними есть кому заниматься,
а родители получат реальную помощь, консультирование, психологическую
поддержку. Наши семьи – участники пилотного проекта – уверены в том, что
благодаря совместным усилиям участковых социальных работников и всех членов
семьи, будут найдены пути решения возникающих трудностей при организации ухода,
воспитания, образования и развития особенных детей. О реализации пилотного проекта социального сопровождения семей с детьми-инвалидами можно прочитать в газете "Аргументы и факты" от 27.11.2013 № 48 Реализация во Владимирской области пилотного проекта по социальному сопровождению участковыми социальными работниками семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (по материалам с сайта департамента социальной защиты населения www.social33.ru) Участниками пилотного проект в области определены 6 территорий: г. Владимир, Вязниковский, Камешковский, Кольчугинский, Петушинский, Судогодский районы и 11 учреждений социального облуживания, расположенных в них 6 – комплексных центров, на базе которых реализуется проект, и 5 социально-реабилитационных центров. Разработаны нормативные правовые документы, обеспечивающие предоставление услуг по социальному сопровождению участковыми социальными работниками семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны и утверждены:
|
|