Дневник службы социального сопровождения участковыми социальными работниками семей,
имеющих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья
Сентябрь 2013 года
![]() | В сентябре 2013 года, в рамках пилотного проекта по внедрению института социального сопровождения семей с детьми инвалидами, с детьми с ограниченными возможностями, в ГБУСО ВО «Судогодский комплексный центр социального обслуживания населения» на территории МО «Головинское сельское поселение» Судогодского района создан клуб «Улыбка» для детей–инвалидов и их родителей под руководством участкового социального работника А.В.Шарко на базе библиотеки и при участии мастеров Дома детского творчества г.Судогда Владимирской области. В работе клуба принимают участие 7 детей-инвалидов из пяти семей. В организации работы клуба принимают участие два педагога дополнительного образования, социальный педагог, педагог-психолог, специалист по социальной работе. Клуб «Улыбка» позволяет организовать работу с детьми-инвалидами в нескольких направлениях и реализовать досуговую, творчески-развивающую, воспитательно-образовательную и реабилитационную функции дополнительного образования. |
В семьях с детьми-инвалидами мама – главный возможный источник помощи ребёнку-инвалиду. Она является самым близким, самым заинтересованным лицом, обеспечивая ребёнку не только уход, но и его развитие. Для этого ей необходимо владеть реабилитационной культурой, под которой мы понимаем комплекс специальных знаний, умений и ценностей, необходимых для воспитания и обучения ребенка; занимать активную жизненную позицию, преодолевая существующие трудности социализации ребенка-инвалида. Однако большинство матерей, как правило, «застревают» на этапах решения экономических, психологических, медицинских проблем, проявляя непонимание потребностей и социальных перспектив ребенка, что в итоге усиливает его социальную дезадаптацию и социальную недостаточность.
![]() | ![]() | ![]() |
Разработан план работы клуба «Улыбка» для детей-инвалидов и их семей, который включает три направления: декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство; организация праздничных и досуговых мероприятий; обучение родителей по программе «Помоги себе сам», в ходе которых уточнена профессиональная роль социального педагога в рамках предложенной формы работы клуба.
Одной из важных задач клуба «Улыбка» является повышение реабилитационного потенциала семьи, складывающегося из реабилитационной культуры и реабилитационной активности родителей, их отношения к ребенку, его проблемам и потребностям.
Определены перспективы совершенствования работы клуба: усиление взаимодействия с другими организациями, использование Интернет-ресурсов (что тесно связано с пополнением материальной базы клуба) для введения новых форм общения и обучения детей и родителей (матерей); проведение тематических психологических тренингов; регулярное проведение акции «Подари радость ребёнку», призванную привлекать внимание официальных органов и оказывать влияние на развитие толерантного отношения к инвалидам.
Определены перспективы совершенствования работы клуба: усиление взаимодействия с другими организациями, использование Интернет-ресурсов (что тесно связано с пополнением материальной базы клуба) для введения новых форм общения и обучения детей и родителей (матерей); проведение тематических психологических тренингов; регулярное проведение акции «Подари радость ребёнку», призванную привлекать внимание официальных органов и оказывать влияние на развитие толерантного отношения к инвалидам.
Практическая значимость работы клуба «Улыбка» состоит в том, что: – предложена педагогическая форма организации клубной деятельности, позволяющая в условиях любого муниципального образования обеспечить необходимую педагогическую помощь родителям в воспитании и обучении детей-инвалидов через клубные формы работы, используя кадровые и материальные ресурсы дополнительного образования; – разрабатывается программа для родителей «Помоги себе сам», направленная на повышение реабилитационной культуры и активности родителей, необходимых в процессе обучения и воспитания детей-инвалидов; – разработаны методические материалы: информационный стенд, план работы клуба, раздаточный материал (информационные письма, рекламные проспекты, фотоматериал о работе клуба). | ![]() |
В ходе реализации плана «Помоги себе сам» мамы наших подопечных постепенно становятся активными помощниками и полноправными членами клуба. Это женщины, которые обладают уже достаточными знаниями и навыками; уверенно выбирают и выстраивают отношения между специалистами; имеют чёткое представление об особенностях развития ребёнка; предъявляемые требования к ребёнку носят разумный и систематический характер; постоянно пытаются изыскать новые источники помощи и специалистов, в том числе и педагогов; охотно включаются в предложенную им деятельность и принимают в ней активное участие.
____________________________________________________________________________________
Октябрь 2013 года
В рамках межведомственного взаимодействия при реализации пилотного проекта по внедрению службы социального сопровождения семей с детьми, членом Координационного совета настоятелем Свято-Екатерининского храма г.Судогда отцом Георгием предложена такая форма реабилитации детей с инвалидностью, как занятия иппотерапией, буквально – лечение с помощью лошади. По словам отца Георгия, живое общение с лошадью дает огромный терапевтический эффект, благотворно влияет на психику детей. По приглашению батюшки в последнюю субботу октября первая группа детишек из самого отдаленного территориального участка – пос.Воровского Судогодского района – вместе с родителями и участковым социальным работником С.В.Куликовой побывала на занятиях иппотерапией. Дети с большим удовольствием покормили хлебом из собственных рук лошадку Ясю, погладили это умное и доброе животное, а также покатались верхом по территории сквера, расположенного за храмом. И даже самая маленькая участница Аленка, которая вначале, казалось, относилась к Ясе с опаской, видя, с каким удовольствием другие дети общались с животным, стала кормить и гладить лошадку. После прогулки все участники побывали в храме, поставили свечи о здравии детей и благополучии семей, а также угостились в трапезной храма. Поездка в Судогду, занятие иппотерапией и посещение свято-Екатерининского храма оставило яркие, приятные впечатления. Детишки с большим удовольствием ждут новых встреч с полюбившейся им Ясей.
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
_____________________________________________________________________________________